Не всегда удается поправить и укрепить здоровье с помощью йоги. Почему?
Йоги ставят своей конечной целью не здоровье и не долголетие преходящего плотного тела, а очищение «нетленного духа» — но, тем не менее, то чем занимаются в классах йоги на западе — это оздоровительная йога-терапия. Однако результаты даже такой, приземленной и понятной, практики могут сильно отличаться от школы к школе, и от учителя к учителю. Зачастую можно увидеть сильно травмированных преподавателей йоги или опытных практикующих: после 5 лет практики на деле мало кто обходится без микротравм, т.к., видимо, многие начинают «набирать» сложность тренировок быстрее, чем надо. Проблема реальна настолько, что некоторые учителя уже заранее отказываются брать к себе людей с проблемным позвоночником, поясницей, коленями — потому что знают: их практика лишь усугибит проблемы. Это прискорбно, т.к. правильная йога (в форме йога-терапии) вылечивает любые проблемы со здоровьем.
Йога-терапия — лекарство для духа
Читая в классических трактатах о задержках дыхания на час и более, об остановке мыслеобразвания, о комфортном удержании одной асаны по три часа, и других «сказочных» йога-фактах — абсолютное большинство продвинутых йогов только вздыхает. Давайте попробуем вместе разобраться, в чем же причина такого «трагического разрыва» между обещанным йогой и действительными результатами.
Тот, кто немного познакомился с темой йога-терапии — как позвоночника, так и всего тела в целом, может заметить, что одной только «физиологией» в йоге ничего не достигается. До известной степени, каждый берет от йоги свое, и личная практика — личное дело каждого; цель йоги — вопрос философский. Кому-то правда от йоги нужны лишь упругие ягодицы, это факт. Однако искренне ищущий, усвоив биомеханику и научившись выполнять многие асаны «идеально», и даже иногда с выдающимся мастерством, с огоньком, человек (если не погряз в эго), вдруг может заметить, что он лишь начал открывать для себя некое новое измерение осознавания своего тела — уровень энергии, праны. И что, более того, внешнее совершенство позы и вся хваленая биомеханика тут вообще не при чем.
Кому-то это может показаться странной «шизотерикой», но на практике многие с этим сталкивались: моменты, когда начинаешь чувствовать потоки праны (энергии), чаще всего как необычные ощущения в различных асанах, и тем более пранаямах. В наши дни ни для кого также не секрет, что многие упражнения йоги имеют в себе скрытые «психоделические» эффекты, которые даже не очень продвинутый практикующий может использовать на свое усмотрение (и в меру своей склонности к иллюзиям, «индульгировать» в этом или идти дальше). Все эти необычные эффекты, так или иначе, приоткрывают для многих практикующих неожиданную глубину практик, «второе» дно упражнений, которые профанам кажутся банальными и даже не интересными. Такое «второе» дно обычно находит либо «фанатично» практикующий, либо тот, кому надо с помощью йоги поправить здоровье (или лечить других), и поэтому он изначально внимательно прислушивается к ощущениям в ходе практики. Либо человек чуткий и одаренный от природы. Зачастую это одна и та же личность — к примеру, тот же А. Сидерский, В. Бойко и другие современные мастера.
Цель подразумевает средства
Приходится в итоге сделать один важный вывод: в асанах и пранаямах, да и в Шаткармах, важнее всего именно психо-энергетический эффект. Скажем, если брать практику Джала-нэти, то для нас не так важно почистить носовые пазухи, как «обновить» Аджна-чакру, освежить тонкое зрение, охладить организм от избыточного огня тапаса (практик). В асанах (которые работают, активизируя чакры) — важнее всего воздействие на эндокринные железы и внутренние органы, а также каналы протекания праны, а не внешняя форма и укрепление мышц и «раскрытие» суставов. Формой достигается лишь форма, содержание требует осознанности. Этот факт отменяет известное, но в корне неверное правило что «тело и ум едины». Совершенство и несовершенство тела и качества характера, духа не связаны напрямую. Тело может быть как угодно совершенным, а вот дух при этом может быть тщедушным, внимание — слабым. Если бы это было не так, самыми продвинутыми йогами были цирковые артисты и молотобойцы на заводе. Как в любой восточной системе, в йоге есть «внешний» уровень для начинающих, и «внутренние» практики для адептов. И те и другие искренне смеются друг над другом. Тело связано не с духом — а с эго. И наоборот. Поэтому человек с сильным эго сильно заботится о теле, и сильно его укрепляет. Йога-терапия помогает, но лишь до какого-то уровня, дальше начинается (или не начинается) йога. У больных же людей йога зачастую начинается еще до выздоровления. Счастливым можно стать и не будучу богатым и здоровым, не правда ли?
В хатха-йоге есть «второе дно». Многие «не интересные» асаны оказываются в десятке-двадцатке самых эффективных, по энергетическому воздействию. Например, Пасчимоттанасана — простейшая асана (которую, правда, многие делают, чрезмерно округляя спину) — по классике, способна пробуждать Кундалини или, по крайней мере, вводить энергию в Центральный канал (Сушумну). Люди, которых интересует именно физкультурный аспект йоги, и тем более йогаподобная акробатика — такие «скучные» асаны как эта могут просто пропустить: ведь сесть на заветный «шпагат» на порядок интереснее! Но ни йога, ни йогатерапия всерьез и надолго не помогут тем, кто слишком спешит.
На деле, даже просто осознанное глубокое дыхание (с задержками или без них), «чистит» тело, не хуже и намного безопаснее сложнейших «комплексов» два-три часа, которые выжимают из шокированного практикующего семь потов. Не говоря уже о том, насколько более глубоким и постоянным будет эффект от таких практик. Так, например, такой признанный мастер йога-терапии и классической йоги, как Шивананда, разработал в целях йога-терапии отнюдь не цикл вихревых виньяс или сложнейших комплексных асан с задержками в стойке на руках, а всего-то одну-единственную, но чрезвычайно эффективную пранаяму, которую назвал «Враджана-пранаяма». Это фактичеки динамическая (выполняемая при ходьбе) Нади Шодхана. Она очень интересна по воздействию, т.к. и оздоравливает все тело (сердце и сосуды в первую очередь), и может давать чувствование потоков праны, и дает прикоснуться к состояниям медитации. Одновременно, она широко применяется в йога-терапии самых разных заболеваний (об этом нужно справиться у знающего врача). Коротко говоря, Враджана-пранаяма — это «выжимка», «концентрат» всей йога-терапии. Попробуйте, и практикуйте на здоровье.
Йоги ставят своей конечной целью не здоровье и не долголетие преходящего плотного тела, а очищение «нетленного духа» — но, тем не менее, то чем занимаются в классах йоги на западе — это оздоровительная йога-терапия. Однако результаты даже такой, приземленной и понятной, практики могут сильно отличаться от школы к школе, и от учителя к учителю. Зачастую можно увидеть сильно травмированных преподавателей йоги или опытных практикующих: после 5 лет практики на деле мало кто обходится без микротравм, т.к., видимо, многие начинают «набирать» сложность тренировок быстрее, чем надо. Проблема реальна настолько, что некоторые учителя уже заранее отказываются брать к себе людей с проблемным позвоночником, поясницей, коленями — потому что знают: их практика лишь усугибит проблемы. Это прискорбно, т.к. правильная йога (в форме йога-терапии) вылечивает любые проблемы со здоровьем.
Йога-терапия — лекарство для духа
Читая в классических трактатах о задержках дыхания на час и более, об остановке мыслеобразвания, о комфортном удержании одной асаны по три часа, и других «сказочных» йога-фактах — абсолютное большинство продвинутых йогов только вздыхает. Давайте попробуем вместе разобраться, в чем же причина такого «трагического разрыва» между обещанным йогой и действительными результатами.
Тот, кто немного познакомился с темой йога-терапии — как позвоночника, так и всего тела в целом, может заметить, что одной только «физиологией» в йоге ничего не достигается. До известной степени, каждый берет от йоги свое, и личная практика — личное дело каждого; цель йоги — вопрос философский. Кому-то правда от йоги нужны лишь упругие ягодицы, это факт. Однако искренне ищущий, усвоив биомеханику и научившись выполнять многие асаны «идеально», и даже иногда с выдающимся мастерством, с огоньком, человек (если не погряз в эго), вдруг может заметить, что он лишь начал открывать для себя некое новое измерение осознавания своего тела — уровень энергии, праны. И что, более того, внешнее совершенство позы и вся хваленая биомеханика тут вообще не при чем.
Кому-то это может показаться странной «шизотерикой», но на практике многие с этим сталкивались: моменты, когда начинаешь чувствовать потоки праны (энергии), чаще всего как необычные ощущения в различных асанах, и тем более пранаямах. В наши дни ни для кого также не секрет, что многие упражнения йоги имеют в себе скрытые «психоделические» эффекты, которые даже не очень продвинутый практикующий может использовать на свое усмотрение (и в меру своей склонности к иллюзиям, «индульгировать» в этом или идти дальше). Все эти необычные эффекты, так или иначе, приоткрывают для многих практикующих неожиданную глубину практик, «второе» дно упражнений, которые профанам кажутся банальными и даже не интересными. Такое «второе» дно обычно находит либо «фанатично» практикующий, либо тот, кому надо с помощью йоги поправить здоровье (или лечить других), и поэтому он изначально внимательно прислушивается к ощущениям в ходе практики. Либо человек чуткий и одаренный от природы. Зачастую это одна и та же личность — к примеру, тот же А. Сидерский, В. Бойко и другие современные мастера.
Цель подразумевает средства
Приходится в итоге сделать один важный вывод: в асанах и пранаямах, да и в Шаткармах, важнее всего именно психо-энергетический эффект. Скажем, если брать практику Джала-нэти, то для нас не так важно почистить носовые пазухи, как «обновить» Аджна-чакру, освежить тонкое зрение, охладить организм от избыточного огня тапаса (практик). В асанах (которые работают, активизируя чакры) — важнее всего воздействие на эндокринные железы и внутренние органы, а также каналы протекания праны, а не внешняя форма и укрепление мышц и «раскрытие» суставов. Формой достигается лишь форма, содержание требует осознанности. Этот факт отменяет известное, но в корне неверное правило что «тело и ум едины». Совершенство и несовершенство тела и качества характера, духа не связаны напрямую. Тело может быть как угодно совершенным, а вот дух при этом может быть тщедушным, внимание — слабым. Если бы это было не так, самыми продвинутыми йогами были цирковые артисты и молотобойцы на заводе. Как в любой восточной системе, в йоге есть «внешний» уровень для начинающих, и «внутренние» практики для адептов. И те и другие искренне смеются друг над другом. Тело связано не с духом — а с эго. И наоборот. Поэтому человек с сильным эго сильно заботится о теле, и сильно его укрепляет. Йога-терапия помогает, но лишь до какого-то уровня, дальше начинается (или не начинается) йога. У больных же людей йога зачастую начинается еще до выздоровления. Счастливым можно стать и не будучу богатым и здоровым, не правда ли?
В хатха-йоге есть «второе дно». Многие «не интересные» асаны оказываются в десятке-двадцатке самых эффективных, по энергетическому воздействию. Например, Пасчимоттанасана — простейшая асана (которую, правда, многие делают, чрезмерно округляя спину) — по классике, способна пробуждать Кундалини или, по крайней мере, вводить энергию в Центральный канал (Сушумну). Люди, которых интересует именно физкультурный аспект йоги, и тем более йогаподобная акробатика — такие «скучные» асаны как эта могут просто пропустить: ведь сесть на заветный «шпагат» на порядок интереснее! Но ни йога, ни йогатерапия всерьез и надолго не помогут тем, кто слишком спешит.
На деле, даже просто осознанное глубокое дыхание (с задержками или без них), «чистит» тело, не хуже и намного безопаснее сложнейших «комплексов» два-три часа, которые выжимают из шокированного практикующего семь потов. Не говоря уже о том, насколько более глубоким и постоянным будет эффект от таких практик. Так, например, такой признанный мастер йога-терапии и классической йоги, как Шивананда, разработал в целях йога-терапии отнюдь не цикл вихревых виньяс или сложнейших комплексных асан с задержками в стойке на руках, а всего-то одну-единственную, но чрезвычайно эффективную пранаяму, которую назвал «Враджана-пранаяма». Это фактичеки динамическая (выполняемая при ходьбе) Нади Шодхана. Она очень интересна по воздействию, т.к. и оздоравливает все тело (сердце и сосуды в первую очередь), и может давать чувствование потоков праны, и дает прикоснуться к состояниям медитации. Одновременно, она широко применяется в йога-терапии самых разных заболеваний (об этом нужно справиться у знающего врача). Коротко говоря, Враджана-пранаяма — это «выжимка», «концентрат» всей йога-терапии. Попробуйте, и практикуйте на здоровье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий