воскресенье, 12 марта 2017 г.

ИЗ ПЕЛЁНОК – ЗА ПЛАНШЕТ. ХОРОШО ЛИ ЭТО?

Из пелёнок – за планшет. Хорошо ли это?
Наши эксперты – детский и семейный психолог Марина Богомолова и ассистент кафедры педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Максим Прохоров.


Нравится нам это или нет, но компьютер уже стал неотъемлемой частью нашей жизни. Бороться с этим бессмысленно. Ведь психологи убеждены: вредными или полезными большинство вещей на земле делаем мы сами.







Восстание против машин


Самое серьёзное обвинение, предъявляемое компьютеру, – что он приводит к тяжёлой зависимости сродни алкогольной и наркотической. Зависимыми могут стать даже 8–9‑летние дети. Но психологи убеждены, что опасности легко избежать, если:
не превышать «дозу», то есть допустимый лимит времени, который ребёнок проводит за компьютером. Он зависит от возраста: в 3–5 лет – это по 15 минут пару раз в день, школьнику хватит 40 минут. Оставлять ребёнка часами наедине с гаджетом недопустимо;
предоставить увлекательную альтернативу. Это могут быть занятия спортом, посещение кружков, прогулки, походы в кино и театр, общение с родителями, друзьями, питомцами, а лучше всё это, вместе взятое. Тогда компьютер не сможет стать единственным «светом в окошке»;
бережно хранить хорошие отношения в семье, проводить время друг с другом с удовольствием, а не из-под палки. Исследования, недавно проведённые в одном из медицинских институтов, показали, что к формированию компьютерной зависимости (как и любой другой, кстати) приводят не столько личные особенности ребёнка, сколько дисгармоничные отношения в семье и школе. Недаром психологам зачастую удаётся излечить детей от компьютерной зависимости, только улучшив взаимоотношения в семье.


Вот, собственно, и все секреты.








Обратный эффект


Зачастую мамы и папы сами формируют у своих детей компьютерную зависимость. Например, тем, что:
категорически запрещают подходить к компьютеру. А запретный плод, как известно, сладок. К тому же сегодня изолировать ребёнка от этой техники – значит сделать его изгоем среди сверстников. Не говоря уже о том, что подобные запреты – настоящее фарисейство, когда родители сами не отлипают от экранов своих гаджетов;
делают из компьютера инструмент поощрения и наказания. Плохо себя ведёт ребёнок – отрубают Интернет, хорошо – награждают лишним часом игры. Это повышает сверхценность такого досуга, что может стать основой для формирования зависимости.


Наоборот, лучше с младых ногтей открывать своим отпрыскам компьютерную реальность как часть окружающего мира (при этом тщательно выбирая сами игры, отбраковывая слишком агрессивные, например). Американцы советуют начинать знакомство с компьютером после двух лет, наши психологи более осторожны – после 3–5 лет.




Свободная зона


Конечно, компьютер не может и не должен стать единственным времяпрепровождением ребёнка. Старые добрые игрушки – конструктор, куклы, мячик, прыгалки, а также традиционные занятия – лепка и рисование, вышивание, выжигание – обязательно должны присутствовать в жизни малышей, ведь развитие мелкой моторики в раннем возрасте очень важно. Но наряду с этими играми компьютер тоже заслуживает своего почётного (и тем не менее ограниченного) места.


Также в доме обязательно должны быть места, где телевизор и компьютер вне закона. Играть в постели, за обеденным столом, на улице должно быть строго запрещено. Если родителям удалось добиться в этом понимания от своих детей, значит, никакая компьютерная зависимость их наследникам не грозит.


Кстати


Исследования Высшей школы экономики показали, что гаджеты не влияют на успеваемость. Троечники и отличники одинаково часто сидят в Интернете, отличники даже чаще, так как используют гаджеты ещё и для поиска справочных материалов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий