пятница, 19 января 2018 г.

На приёме у собак. Что такое канистерапия?

Многие дети, да и взрослые, боятся врачей. Но если доктор дружелюбно виляет хвостом и щекотно лижет щёку, идти к нему совсем не страшно. А если вы не верите в таких врачей, вы ошибаетесь!
Наш эксперт – психолог, психотерапевт, канистерапевт, кинолог Ирина Гришина. 

Пёс придёт на помощь

Канистерапия (по-латыни «canis» – «собака») – это особый метод лечения и реабилитации, где в роли доктора выступает собака. У необычного врача широкая квалификация – собаки могут помочь в обучении детей, они справляются с эмоциональными нарушениями, решают некоторые медицинские проблемы. Собака может работать и геронтологом, и педиатром – часто канистерапия используется, чтобы помочь пожилым людям и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Особенные дети нередко занимаются вместе со своими здоровыми сверстниками, а хвостатый доктор помогает и тем и другим: первым – научиться общаться, а вторым – быть терпимее к окружающим.

Секрет успеха четвероногого врача в его искренности. И даже если дрессированный пёс просто выполняет отведённую ему задачу, он проявляет неподдельную радость от общения с человеком. А раз так, у собачьего пациента уходит нервное напряжение, снимаются спазмы и мышечные зажимы, улучшается настроение и уходят комплексы, которые, к примеру, мешали малышу с нарушениями речи начать произносить слова. Да и лечиться, когда даже малейший успех вызывает восторг «доктора», легко и приятно.

Мне страшно!

Канистерапия нередко применяется для коррекции эмоциональных нарушений у детей. Общение с доброжелательным псом помогает ребёнку справиться со страхами, побороть тревогу и избавиться от агрессии.

Пример из жизни

Родители четырёхлетней Нади (имя изменено) обратились к психологу-канистерапевту, потому что Надя мучила их домашнего котёнка. Выяснилось, что мама и папа отчасти сами виноваты в Надиной жестокости – до недавнего времени родители много пили. Надя боялась семейных скандалов, которые были нередки, а родители не обращали на неё никакого внимания. В результате страхи девочки вылились в агрессию по отношению к котёнку. Власть над беззащитным существом давала Наде хоть немного уверенности в своих силах.

На помощь девочке пришёл огромный чёрный терьер. Дрессированный пёс взял на себя роль защитника и няньки. С такой собакой можно ничего не бояться. А ещё пса можно обнять. Или поиграть с ним в парикмахера. Или просто подарить ему игрушку. Или покормить из рук. А иногда пёс сам приносил Наде подарки и часто «целовал» её в нос. В общем, делал всё то, что когда-то не делали родители девочки. Со временем лохматый друг прогнал Надины страхи, дал ей уверенность в себе и возможность проявить заботу, а вместе с этим пропала и Надина жестокость к другим животным.

Разумеется, самостоятельно собака не может догадаться, какую роль ей необходимо сыграть, чтобы помочь ребёнку. В случае с Надей психологи-каниcтерапевты поняли, что девочке просто не хватает опоры в жизни, и создали ситуацию, чтобы девочка смогла её получить, подобрав собаку, которая способна выступить в роли надёжного защитника и друга.
Снять зажимы

Отдельное направление канистерапии – работа с детьми, страдающими детским церебральным параличом. Занятие проходит весьма необычно. Собака или несколько псов ложатся на ковёр, а сверху прямо на них укладывают ребёнка. Собака умеет подстроиться под дыхание больного малыша, к тому же любому псу нравится просто расслабленно валяться на полу. А вслед за собакой расслабляются и дети: разжимаются спазмированные кулачки, уходит напряжённая мимика, а иногда ребёнок просто мирно дремлет в компании сопящей собаки.

Поговори со мной!

Нарушение речи у детей – тоже распространённая проблема для собак-терапевтов. Когда отдаёшь команду псу или просто ласково шепчешь ему на ушко, не нужно стесняться. Собака не станет смеяться, а понимание со стороны лохматого доктора – отличный стимул, чтобы говорить ещё больше и чётче.

Как правило, такие занятия проходят в свободной форме. Ребёнок, который занимается в группе, может быть вовлечён в общую игру, придуманную психологом, но может и просто уединиться с понравившейся собакой, чтобы «поговорить по душам». Родители на таких занятиях или отсутствуют, или просто тихонечко сидят в сторонке, чтобы не давить на детей и не мешать малышам общаться с собаками. Такая доверительная обстановка помогает детям расслабиться. Ребёнок, у которого есть проблема, видит, как другие дети отдают команды, и тоже вовлекается в процесс игры.

Пример из жизни

У Вовы (имя изменено) синдром Дауна. Когда мальчик в пятилетнем возрасте пришёл на первое занятие, он почти не мог говорить, его не брали в детский сад, он не умел общаться ни со взрослыми, ни с детьми. Зато Вова любил собак и ему нравилось, как они выполняют команды других детей. Спустя некоторое время Вова заговорил. Его первыми словами стали: «Сидеть!», «Лежать!» и «Апорт!» Разумеется, этими словами дело не ограничилось, и теперь Вова любит поболтать с одноклассниками, ведь он пошёл в школу!

Кто поступит в медицинский?

Для того чтобы стать врачом, нужно выдержать очень строгий экзамен. Причём отбор проходят не только собаки, но и их хозяева. Дело в том, что далеко не все собаки с щенячьего возраста воспитываются кинологами для того, чтобы помогать людям. Некоторые становятся докторами в зрелом возрасте и приходят в центры канистерапии вместе со своими владельцами.

От человека требуется, чтобы он хорошо понимал своего питомца и умел с ним взаимодействовать, а от собаки – крепкие нервы, отзывчивость и отсутствие агрессии. Если первый тест пройден, начинается учёба. Сначала обучение проходит хозяин, а затем – собака. После того как стажировка закончена и финальный экзамен сдан, можно приступать к делу.

Работа довольно тяжёлая, к концу дня собаки нередко устают. Поэтому в центрах канистерапии для четвероногих сотрудников предусмотрены перерывы и места отдыха. Но свою профессию собаки любят!


Комментариев нет:

Отправить комментарий